«Мне очень повезло», – говорит Лотти Фрай. В 2014 году она переехала в Нидерланды, чтобы тренироваться с семьей ван Олст, и с тех пор живет там. Анна ван Олст, пятикратная участница Олимпийских игр, является тренером и наставником Лотти. Их деятельность сосредоточена на жеребцах, выездке, подготовке молодых лошадей, а также покупке и продаже лошадей. Удача Лотти заключается в лошадях, на которых она ездит.
Лотти объясняет, что муж Анны, Гертян ван Олст, «постоянно занимается разведением лошадей и всегда стремится к улучшению». В данный момент на ферме ван Олст содержится 27 известных жеребцов, среди которых такие знаменитости, как Everdale и Glamourdale.
Лотти добавляет: «Одно из главных качеств, которое ищет Гертян, – это хороший характер. Это очень важно с самого начала, особенно для жеребцов, так как им нужно совмещать разведение и спорт, а это крайне сложно, если у них нет хорошего характера».
Что именно означает «хороший характер»? Это значит, «что они любят свою работу», объясняет Лотти. «Мне нравится, когда садишься на лошадь, и она хочет угодить и готова работать для тебя. Это значительно упрощает мою задачу! Таких лошадей очень легко тренировать, и потомство, которое мы разводим, оказывается очень талантливым уже в молодом возрасте».
«Очень важно воспринимать каждую лошадь как личность. Все они немного разные, и никогда не будет двух одинаковых, поэтому мы сохраняем открытость и тренируем их так, как им необходимо. Некоторым требуется больше времени, мы идем в их темпе», – добавляет Лотти.
Этот хороший характер должен включать в себя и умение «играть на публику», чтобы успешно выступать в выездке. Лошади должны «обладать зрелищностью; жеребцовый темперамент делает это очень захватывающим».
Никаких коротких путей к построению партнерства
Очень важно с самого начала обращать внимание на их характер, говорит Лотти: «Когда вы начинаете работать, вы видите, как лошади реагируют на вас с земли, как они ведут себя в конюшне – нервничают они или уверены в себе – и постепенно строите взаимосвязь. Чем лучше они знают вас, а вы их, тем выше вероятность, что все пойдет хорошо».
Нельзя найти короткий путь к установлению взаимопонимания, подчеркивает Лотти: «Это приходит со временем, так же, как и у людей. Одни доверяют легче, чем другие, но, когда вы завоевываете их доверие, они сделают для вас все».
Примером этому является Glamourdale, с которым Лотти завоевала олимпийские бронзовые медали в команде и в личном зачете. Их связь очевидна, и она говорит: «Я начала ездить на нем, когда ему было шесть. В начале я тоже была очень молодой, и мы росли вместе. Я всегда доверяла ему с самого начала, и он доверял мне в ответ. Помню, когда я впервые села на него, я подумала, что никогда раньше не ездила на такой невероятной лошади, это было потрясающее ощущение. Когда ты сам очень позитивен по отношению к лошадям, они становятся очень позитивными в своей работе и получают от нее удовольствие».
«Когда ты галопируешь на нем, это ощущается, как полет,» – Лотти о Glamourdale
Какое это было ощущение? «Он настолько мощный, что, когда ты галопируешь на нем, это ощущается как полет, но при этом он гибкий и эластичный одновременно, что редко встречается. Быть настолько сильным и элегантным одновременно – это редкость. Он идеальная лошадь для выездки», – говорит Лотти.
Тренировки проходят четыре раза в неделю, занятия тщательно спланированы, и «каждый день немного отличается – мы никогда не работаем над одним и тем же, поэтому я выбираю то, что нужно проработать, и сосредотачиваюсь на этом. Мы не делаем всё за одну тренировку – я бы никогда не стала выполнять всю программу Гран-при за одну тренировку», – объясняет Лотти.
Дома Glamourdale активно взаимодействует с окружающими. «Если вы заходите в конюшню и говорите: "Привет", он сразу отвечает! Он очень разговорчивый и обожает получать лакомства. Он король, так почему бы и нет? Если кто-то другой получает лакомство, он тоже должен его получить, даже если только что поработал, он всё равно должен получить свое – просто за то, что он Гламми!».
Все лошади наслаждаются своей свободой, но, мягко говоря, «с племенными жеребцами нелегко. Любое движение без присмотра они могут принять за приглашение к случке. У нас есть специальные индивидуальные левады для жеребцов с надлежащими ограждениями, а меринов и кобыл выпускают на пастбища».
Это не является принципом тренировки как таковым, но Лотти и ее команда никогда не забывают, что лошади – это самостоятельные существа, и «не каждый день бывает идеальным, как у нас. Когда работаешь с животными, терпение и позитивный настрой очень важны».
Лотти Фрай считает, что основы – это ключ. Если на тренировках нет прогресса, она возвращается к базовым элементам и говорит, что 90% времени они работают именно над ними: шаг, рысь, галоп, прямые линии, переходы. «Все эти элементы в итоге используются в движениях, и если основы хороши, то всё остальное дается гораздо легче».
В расписание также включены периоды отдыха, особенно после крупных соревнований. Например, Гламми отдыхал несколько недель после Олимпийских игр в Париже, «растягивался, прогуливался и расслаблялся». Затем его постепенно начнут готовить к зимнему сезону и снова к племенной деятельности.
Ключ к тому, чтобы эти звездные спортсмены оставались счастливыми на тренировках, – это сделать работу увлекательной, что означает разнообразие. В это входят прогулки, водная беговая дорожка и выпас на траве. Также у лошадей регулярные сеансы физиотерапии, светотерапии и «много внимания».
«После нескольких недель отдыха Гламми хочет работать. Он довольно свеж и явно скучает по работе. Это очень приятно, он с воодушевлением начинает тренироваться», –говорит Лотти, добавляя: «Он очень счастливый пони».
Называя 170 сантиметрового племенного жеребца «счастливым пони», Лотти подчеркивает глубокую привязанность к этой лошади.
Equi Media, будьте с нами
Фото: André Bergh-Rommedahl / Kask / Van Olst Horses / BEF/Jon Stroud Media
Комментариев: 0